воскресенье, 29 января 2012 г.

Сергей Мощенко: человечество заселит планеты солнечной системы

Интервью с космонавтом-испытателем Сергеем Мощенко

- Сергей Иванович, еще недавно каждый второй мальчишка хотел стать космонавтом. И хотя сегодня нет такого космического ажиотажа, космос становится все более привлекательным. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы попали в отряд космонавтов.
- Впервые я увидел живого космонавта, когда был во втором классе. В нашу школу приехал космонавт Титов, хотя должен был приехать Гагарин. Приехал Титов благодаря настойчивости нашей пионервожатой. Его встречали как триумфатора, мы фотографировались с ним, слушали его, буквально разинув рот. Он читал стихи, был очень обаятельным, все в него влюбились. Машину «Чайку», на которой он приехал, чуть не на руках вынесли из школьных ворот. В тот день я твердо решил стать космонавтом, хотя до этого хотел стать моряком или летчиком. 
Прошло время, и я спросил отца, а что нужно делать, чтобы стать космонавтом? Отец мне ответил, что у космонавта должно быть хорошее зрение. С тех пор я перестал читать лежа. Когда я закончил восемь классов, я поехал в школу юных космонавтов. Но найти ее не удалось. А после окончания школы, написал заявление в летную школу. Летом того же года погиб экипаж Волкова, Добровольского и Пацаева. И тогда, когда я со старшим братом, который мне помогал, уже собирался ехать на учебу, мать устроила истерику, легла поперек двери и не пускала ни в какую. Вся семья принялась уговаривать ее. Еле-еле уговорили. Я поехал в Харьков учиться в истребительное училище. Но и там не удалось мне поучиться, тогда я поступил в МАИ. После второго курса института, я пошел служить в армию в десантные войска, а потом вернулся в МАИ, после окончания которого, пришел работать в Центр имени Хруничева в самый лучший космический отдел. В 1982 году я поехал на пуск Солюта-6. На полигоне я прошел огромную школу. После этого мне дали другую категорию, у меня все получалось, и вскоре мы стали запускать модули орбитальной станции «Мир», которая по своей конструкции была гораздо лучше современной МКС. 
- Почему?
- Потому что на «Мире» было много модулей и космонавты могли уединиться время от времени в этих модулях и работать. То есть люди получали психологическую разгрузку. На МКС этого нет. Все космонавты на МКС обречены постоянно видеть друг друга, и станция похожа на коммуналку. Мне долго не давали разрешения пройти медкомиссию для попадания в отряд космонавтов. Но мне повезло. Я был депутатом сельского совета, и случайно встретился с Громыко и попросил его о своем деле. Он посмеялся и ответил, что кто только и чего у него не просил о самых разных вещах, но такого еще не было. И он все устроил. Я прошел медкомиссию и попал в отряд космонавтов.  
- Россия намеревается создавать свою орбитальную станцию?
- По-моему, сейчас никто ничего не хочет, во всяком случае, Перминов, руководитель Роскосмоса. Первое, что он спросил у собрания космонавтов, когда вышел на работу, а нельзя ли двух туристов посылать, а не одного? Мы все поняли. Мы ждали, что наш космос возглавит умный и серьезный человек, выдвинет новую программу, привнесет новую струю в большое дело, но, к сожалению, ничего не произошло. В российскую космонавтику пришли чиновники. Раньше были Янгель, Королев, Челомей. Каждый из них был стратег, а кто сейчас? Люди, которые мало разбираются в своем деле, чиновники, которые не понимают конструкторов. Это беда.  
- Американцы пока будут летать на МКС на наших Союзах. Обама объявил, что Америка нацеливается на Марс. Они делают новый аппарат, готовясь к прорыву. А у нас есть какое-либо движение вперед?
- У нас никакого движения нет. Полный тупик. Я связываю это с тем же Перминовым и его ставленниками. МКС не наша станция, потому что мы продали и часть научного времени, и часть объемов. МКС сделали мы на деньги американцев, но она спасла нашу космическую промышленность. Сегодня у нас есть свои новые отечественные проекты. Например, создана транспортная система, которая может привезти гелий-3 с Луны. Нужно всего двадцать тонн этого вещества и для решения проблем энергетики не понадобится никакая атомная промышленность. А вообще надо идти по пути, предложенным Циолковским, который говорил, что сначала нужно освоить околоземное пространство, создать орбитальную станцию, потом освоить Луну, построив там станцию, потом освоить Марс и другие планеты Солнечной системы. Его все считали чудаком, а он был гением. В конце концов, человечество должно заселить другие планеты, это неизбежно, и это не фантастика. 

Автор: Сергей Кадыров

Комментариев нет:

Отправить комментарий