Работая в газете не один год, мы думали, что знаем всех замечательных людей, так или иначе связанных с нашим районом. Поэтому звонок человека, представившегося космонавтом-испытателем и считающим родным для себя Наро-Фоминский район, вызвал недоумение: "Не может быть, почему мы раньше этого не знали?" Да, есть наш земляк Лебедев, космонавт, но больше из этой области никого, вроде, нет. Точки над "i" поставил Интернет. По запросу поисковая система первой вывела ссылку на Сергея Ивановича Мощенко, космонавта-испытателя ГКНПЦ им. Хруничева. В строке - место рождения значилось: совхоз Крёкшино Наро-Фоминского района Московской области.
Спустя пару часов я уже сидел за столом в доме Сергея Ивановича. Правда, теперь он живёт в п.Внуково, но считает себя жителем нашего района по факту рождения.
Лестница на второй этаж дома густо усыпана десятками, если не сотнями, роскошных нашивок комбинезонов и скафандров космонавтов. Как российских экипажей, так и американских. "Коллинз надарила", - заметив мой интерес, рассказывает хозяин. Уточнив, выясняю, что "Коллинз" - это не только марка моих джинсов, а фамилия командира экипажа "Шаттла" полковника Эллен Коллинз. На корабле под её командованием Сергей Иванович вместе с Юрием Маленченко и американцем Эдвардом Лу в качестве борт-инженера должен был совершить полёт на МКС в основном составе 7-й экспедиции в марте 2003 года. И полетел бы, но катастрофа "Колумбии", произошедшая 1 февраля, сорвала все планы. Даже рабочий комбинезон Сергея Ивановича слетал на орбиту - грузовой отсек укладывается заранее. Но об этом я узнал позже.
За столом, заложенным фотоальбомами, книгами, иллюстрируя свой рассказ многочисленными снимками, Сергей Иванович рассказывает о своей жизни.
Стремление к небу появилось после того, как во втором классе в школу, где учился Серёжа Мощенко, приехал второй космонавт планеты Герман Степанович Титов. Лариса Григорьевна - так звали пионервожатую, которая смогла организовать этот почти невозможный визит. Более того, должен был приехать Юрий Гагарин, но не получилось. Впрочем, в 1962 году Титов также был героем, мега-звездой. "Волгу", на которой он приехал, чуть ли не на руках пронесли по улицам посёлка. Встреча продолжалось больше 5 часов. И эта встреча так зацепила второклассника, что иного пути он для себя не видел. После окончания школы в 1971 году Сергей успешно сдаёт экзамены в Харьковское авиационное училище, но в последний момент медкомиссия забраковала его. На следующий год поступил в Московский авиационный институт. Служба в Военно-десантных войсках прервала учёбу на два года. Заместитель командира взвода старшина Мощенко совершил 27 прыжков с парашютом. За время последующей учебы в МАИ освоены самолеты Як-12, Як-18 и совершено ещё 67 прыжков.
С 1980 года Сергей Иванович работал инженером-конструктором КБ "Салют", которое в 1993 году вошло в состав ГКНПЦ им. Хруничева. Разработка орбитальных станций "Салют-7", "Мир" и модулей серии 77КС - этапы этого пути.
В 1992 году решением Государственной комиссии был отобран кандидатом в космонавты от ГКНПЦ им. Хруничева. Но до начала подготовки пришлось ждать ещё 6 лет. И вот, с января 1998 по ноябрь 1999 пора тяжёлых испытаний - общекосмическая подготовка в ЦПК им. Ю.А.Гагарина.
За время подготовки пришлось сдать 104 различных экзамена. Снова пришлось проходить в том числе и парашютную подготовку. Однажды пришлось прыгнуть не со спортивным парашютом, а на старом, известном еще с армии "дубе". И тут непредвиденное - надёжный "дуб" не раскрылся целиком, лишь наполовину. "Я плюнул - вижу все нормально, слюна уходит вниз, значит, не падаю. На земле, конечно, понервничали, но все обошлось", - со смехом рассказывает мой собеседник.
Ирония судьбы - одним из инструкторов оказалась старая знакомая Сергея ещё по студенческой поре. Причём тогда её отчислили из парашютной группы. А тут уже она инструктор Сергея и у неё на счету порядка 5 тысяч прыжков. Спустя несколько лет она погибла под Санкт-Петербургом во время катастрофы вертолёта.
25 секунд - столько времени будущие космонавты находятся в невесомости, когда самолёт находится в пике. Эти испытания на пребывание в невесомости, не забавный аттракцион. Надо выполнить ряд упражнений, в том числе и перекинуть друг-другу грузы до 150 кг весом или надеть скафандр. Во время таких упражнений приходит понимание того, как вести себя в космосе, в невесомости.
Испытание на выживание зимой проводилось в течение двух суток. В хороший мороз выбросили "шарик" на лесной опушке. "Шарик" - это спускаемый аппарат. Из подручных материалов строили шалаш, убежище. Деревья приходилось рубить большими ножами вроде мачете. Парашют от "шарика" большой, но тепла от него никакого, только от ветра защищает. По сценарию космонавты двое суток должны были продержаться на месте. Если за это время их не находили, то с рюкзаками, указав направление движения, должны были сами выбираться к людям. Обошлось без особых обморожений.
Подготовка к полёту на "Шаттле" велась одновременно и в Америке, под Хьюстоном, и в России. Полтора месяца занятий в Штатах сменялись месяцами напряженной работы в России. На адаптации после трансатлантических перелётов скидок не делалось. Причем сложнее было адаптироваться при возвращении. А большую часть специальной литературы пришлось осваивать на английском языке.
Эдварда Лу Сергей Иванович называет Эдиком. С ним сложились прекрасные дружеские отношения. При отработке приземления на воду необходимо в тесном спускаемом модуле, качающемся на волне, в духоте, втроём одновременно надевать специальные скафандры. Первым возмутился организм Эдварда - он даже не успел достать специальный пакет. Сергей подшутил: "С тебя бутылка!" Через пару минут та же участь постигла и шутника. Зелёный от тошноты американец нашёл сил пошутить в ответ: "Сергей, Сергей - с тебя бутилька!" Такие экстремальные испытания помогли экипажу сплотиться и стать хорошими товарищами. За время этого испытания космонавты теряют до 3 кг.
Одновременно в Хьюстоне занимались три Сергея: Волков, Крикалёв и Мощенко. И их надо было как-то различать. Однажды Сергей на спор без особого труда выжал пару раз две гири 16 и 32 кг одной рукой. Бывший с ним рядом Лу одну в 32 кг не смог поднять. И к Мощенко приклеилась кличка Сергей-стронг. То есть сильный Сергей.
На вопрос, думает ли он о полёте, Сергей Иванович отвечает: "Когда ты в этой обойме, другой цели просто нет. Об этом стараешься не думать, но мысль о полёте всегда в подсознании. Между собой шутим на эту тему - а что ещё остаётся, когда в год летают по два человека? И хотя в материальном отношении полёт приносит приличные деньги, но это далеко не главное для меня".
Есть надежда, что МКС скоро достроят, и её экипаж будет состоять из 6 человек. Тогда и будут востребованы все знания и опыт Сергея Ивановича. Он регулярно сдаёт повторные экзамены для освежения знаний материальной части корабля. Хотя наш земляк до сих пор не видел нашу планету из иллюминатора, но годы подготовки не прошли даром. Сергей Иванович досконально представляет даже вид из космического корабля на Землю.
Катастрофа "Колумбии" преградила ему дорогу в космос. Точнее, значительно удлинила путь. Но Сергей Иванович не унывает, держит себя в форме, занимается. И верит, что придет его время по-гагарински воскликнуть: "Поехали!" И когда в новостях прозвучит фамилия Мощенко - знайте, это наш человек на орбите.
P.S. Пользуясь случаем, Сергей Иванович Мощенко передаёт привет землякам, с которыми служил в 1973-1975 годах в Чирчике под Ташкентом. Новикову Александру и Волкову Владимиру - из Апрелевки. Алешину, Додонову и Архипову - из Крёкшина. Огурцову Александру - из Кокошкина. Корочкину Евгению - из Наро-Фоминска. Когда-то он играл за юношескую сборную СССР по футболу и учился с Сергеем Ивановичем на вечернем отделении института.
Фото из архива С.И.Мощенко. Слева направо: командир экипажа "Шаттл" полковник ВВС США Эллен Коллинз, трое членов экипажа, Эдвард Лу, борт-инженер Сергей Мощенко, командир 7-й экспедиции на МКС Юрий Маленченко.
Павел ГРИШАЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий